Французский тест на жестокость: "пытки" в прямом эфире

Оказалось, если заменить лабораторию на студию, а учёных - на привлекательную ведущую, то из 80 участников лишь 16 откажутся пытать партнёра. Который сначала стонет, потом переходит на крик, а в конце игры, после удара силой 460 вольт, просто затихает.
И пусть электрический стул был не настоящим, а "жертва" - профессиональным актёром, социальный эксперимент принёс пугающие результаты. Лишь единицы отказались продолжать издевательства.
Правила просты и жестоки. На вопросы отвечает таинственный незнакомец, сидящий в закрытой капсуле. Надо дёргать за рычаг, если его ответ будет неправильным. Для незнакомца это означает сеанс электрошока. Ставки и вольтаж всё время растут.
Оказалось, если заменить лабораторию на студию, а учёных - на привлекательную ведущую, то из 80 участников лишь 16 откажутся пытать партнёра. Который сначала стонет, потом переходит на крик, а в конце игры, после удара силой 460 вольт, просто затихает.
И пусть электрический стул был не настоящим, а "жертва" - профессиональным актёром, социальный эксперимент принёс пугающие результаты. Лишь единицы отказались продолжать издевательства.
Правила просты и жестоки. На вопросы отвечает таинственный незнакомец, сидящий в закрытой капсуле. Надо дёргать за рычаг, если его ответ будет неправильным. Для незнакомца это означает сеанс электрошока. Ставки и вольтаж всё время растут.
Францию шокировали "Игры со смертью" – реалити-шоу, где участникам предлагалось пытать людей электричеством. Игроки по очереди задавали вопросы человеку, привязанному к креслу, а за каждый неправильный ответ должны были, нажав на кнопку, ударять его током (разряды – до 380 вольт).

Францию шокировали "Игры со смертью" – реалити-шоу, где участникам предлагалось пытать людей электричеством. Игроки по очереди задавали вопросы человеку, привязанному к креслу, а за каждый неправильный ответ должны были, нажав на кнопку, ударять его током (разряды – до 380 вольт). Когда мужчине стало плохо, и он умолял их остановиться, ведущая – красивая брюнетка – игроков только подбадривала и уговорила не слушать его.

Как сообщает телеканал "Россия 24", закончилось всё тем, что человек в кресле потерял сознание и умер. Участники были в шоке. И тогда вышли организаторы и объяснили: всё это не по-настоящему, мужчина – просто актёр, никаких разрядов тока не было, а шоу – вовсе не шоу, а просто психологический эксперимент – проверяли, насколько люди жестоки и как легко поддаются давлению.

Подобный эксперимент изобрел и провел в 1963 году профессор Йельского университета Стэнли Милгрэм. Он хотел узнать, как в годы Второй мировой войны немецкие граждане, фактически против своей воли, исключительно по приказу свыше, могли уничтожать миллионы людей в концлагерях. По данным портала NewsLand, в эксперименте участвовали три человека – один испытуемый и двое актеров. Испытуемому говорили, что цель эксперимента – изучить как боль влияет на память человека. Один из участников (ученик) должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой (учитель) — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом. В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром якобы по жребию, однако испытуемому всегда доставалась роль учителя. Затем как ученик, так и учитель получали демонстрационный удар напряжением 45 В. После этого ученика привязывали к креслу с электродами. Учитель уходил в другую комнату, начинал давать ученику простые задачи на запоминание и при каждой ошибке ученика нажимал на кнопку, якобы наказывающую ученика ударом тока.

Полученные результаты поразили всех, больше всего самого Милгрэма. Всего в серии было проведено 40 экспериментов. Из 40 человек всего один испытуемый остановился на напряжении до 300 В, пятеро остановились на 300 В, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до 450 В. Впоследствии эксперимент Милгрэма был повторен в Германии, Испании, Италии, Голландии, Австрии и Иордании. Результаты были аналогичными.

По мнению немецкого социального психолога Эриха Фромма, этот эксперимент чрезвычайно интересен не только для изучения конформизма, но и для изучения жестокости и деструктивности человека. Фромм отмечает, что важнейший результат эксперимента сам Мильграм оставляет почти без внимания, а именно наличие совести у большинства испытуемых и их переживание по поводу того, что послушание заставило их действовать вопреки их совести.